Художественный кинофильм
2011 г.,
90 мин.,
Россия.
Кинокомпания
Квартал Леополис В ролях:Светлана Ходченкова, Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк, Павел "Снежок" Воля, Алика Смехова, Иван Охлобыстин, Владимир Зеленский, Тимур Родригез, Мария Семкина Режиссер:Сарик Андреасян Не рекомендуется для просмотра лицам моложе 16 лет
«Служебный роман. Наше время»Анатолий Ефремович Новосельцев (Зеленский),
одинокий отец девочки и тоже девочки, безынициативно служит в
рейтинговом агентстве под руководством симпатичной мымры Людмилы
Прокофьевны Калугиной (Ходченкова),
строгой, успешной и одинокой до крайности. По совету ее нового зама и
по совместительству старинного толиного друга Юры Самохвалова (Башаров),
неприятного патлатого типа с сережкой в ухе, Новосельцев пытается
приударить за этим бесчувственным роботом. Угощение коктейлем на
корпоративе заканчивается предсказуемой катастрофой, которая положит
начало бурному служебному роману. В общем, за 40 лет расклад не сильно
изменился. Только жаль одинокие женщины за тридцать (Заворотнюк) предпочитают письмам-поэмам эротические фантазии ушедшей юности. Появление уже второй вариации на темы Эльдара Рязанова,
в общем-то, объяснимо. Он – самый народный из всех с большой буквы
авторов. Таких в мире единицы, и то большинство – ровесники Фрэнка
Капры. Рязановские герои и коллизии вечны: по тому, как выглядят и ведут
себя бронированные женщины, хорошие воры и обманутые пайщики, лучше
всего изучать времена и нравы. Продолжатели «Иронии судьбы»
не воспользовались этим вообще никак – по их мысли с 70-х у нас
изменились только телефоны. Авторы нового «Служебного романа» проявили
во многом вынужденную, но изобретательность и откорректировали смыслы
адекватно эпохе. Так секретарша Верочка заменена Вадиком (Павел Воля),
который уже хочет стать не моделью, а модельером. А Людмила Прокофьевна
(кстати, вот отчества главных героев выглядят все-таки некоторым
атавизмом на фоне хай-тэка) из-за боязни вечеров не засиживается на
работе, а ходит на курсы для акул бизнеса, которые ведет Иван Охлобыстин в стиле Тома Круза из «Магнолии».
Меняется она только внутри: мол, бизнес-леди обязана следить за собой.
Все, что внешне подчеркивает ее неприступность – прическа и очки от
«Шанель». Самое же главное прописано в сценарии прямым текстом – эта
история не может закончиться так, как сорок лет назад. Капитализм и
эмансипация победно шагают нога в ногу, и женщина, даже счастливая,
больше не может просто служить украшением домашнего очага. Таким
образом, если классический «Служебный роман»
был историей о том, как мужчина и женщина поменялись местами и теперь с
трудом пытаются вернуться на свое положенное, то «Служебный роман»
новый – про то, что мужчине и женщине вместе легче добиться успеха.
Разумеется, этот фильм обречен преимущественно на неприятие – участь
большинства интерпретаций мифов. К тому же и вправду шутят порой
вяловато, Новосельцев, как справедливо замечает его начальница, «вот
именно что никакой», а основательность приносится в жертву аккуратности –
иногда возникает ощущение, что смотришь уже выученный фильм на быстрой
перемотке. И да, почти все новое российское кино в том или ином смысле
сделано в жанре пародии, но здесь хотя бы честно и не так пошло. Плюс
это вторая на моей памяти современная наша комедия, где так точно
отражена жизнь сегодняшней Москвы. Первая была «О чем говорят мужчины»
– все с тем же мидл-классом, осоловевшим от собственной обустроенности,
выездными корпоративами, пьяными выходками у бассейна. И там, и там
смотреть на это чаще грустно, чем смешно. Поэтому, кроме того, что
первый «Роман» – безусловный шедевр, а второй – необязательная
романтическая комедия, стоит помнить о том, что тогда мы явно нравились
себе больше, по крайней мере, на экране. Все-таки приятнее чувствовать
себя одинокой поэтессой, а не заштукатуренной бабищей с жуткими
розочками в голове.
|